Движение Декабристов и Симбирск

История 24.10.2010 9611
Движение Декабристов и Симбирск

В первой четверти XIX века Симбирск был типичным для крепостной России провинциальным городом. Дореволюционный историк вынужден быть отметить, что жизнь симбирского дворянства в 20-е и 30-е годы отличалась излишествами и даже роскошью, барским разгулом. В 1812 году, спасаясь от иноземного нашествия, дворяне из западных и центральных районов страны селились в Симбирске. Значительное число их навсегда осталось здесь. Это способствовало увеличению численности дворянского сословия в Симбирске и губернии.

В войну симбирские землевладельцы в связи с хорошими урожаями и небывалым ростом цен на хлеб накопили значительные капиталы. Беспощадная эксплуатация крестьян давала им возможность жить на широкую ногу. Положение крепостного крестьянства оставалось крайне тяжелым и безвыходным. В период Отечественной войны 1812 года у крестьян пробудились надежды на облегчение своей тяжелой участи. Однако победа над врагом не принесла освобождения многомиллионным народным массам. Крепостники и не думали расставаться со своими привилегиями. В 1815 году, сразу же после окончания войны, был издан царский указ, запрещавший крестьянам «отыскивать вольность». А в 1822 году царь предоставил помещикам право «за дурные поступки» без суда ссылать крепостных в Сибирь.

Чтобы удержать в повиновении крестьян, помещики не останавливались ни перед чем. Насилие, необузданная жестокость стали типичным явлением. Для расправы с крепостными некоторые помещики имели даже домашних палачей. Главными орудиями «увещевания» крестьян были палка, розга, железные оковы. Доведенные до отчаяния крестьяне бежали куда глаза глядят, а иногда переходили к открытому сопротивлению и расправе с крепостниками. В таких случаях на помощь помещикам приходили царские войска. Волнения подавлялись вооруженной силой. «Виновных» ждала казнь, каторга, тюрьма, ссылка.

Власти Симбирска снаряжали карательные экспедиции в Благовещенское, Репьевку, Ивановское и в другие села губернии, где, по их мнению, «буйство народа доходило до высочайшей степени». Отсталое состояние экономики страны, обострение классовых противоречий, страдания многомиллионных народных масс заставляли наиболее дальновидных представителей господствующего класса искать пути к изменению феодально-крепостнического строя. Значительную часть передовой дворянской интеллигенции составляли офицеры, участвовавшие в Отечественной войне и в заграничных походах. Они поднимали голоса протеста против крепостничества, послевоенной реакции. В формировании их мировоззрения большую роль сыграли знакомство с жизнью западноевропейских стран, где уже не было феодальных порядков, изучение опыта революционной борьбы в этих странах, чтение сочинений Радищева, Вольтера, Руссо, Монтескье. Все это приводило к мысли о необходимости выступить против самодержавия с оружием в руках.

Вскоре после войны в России стали возникать офицерские тайные общества. Наиболее крупными и организованными из них были Южное и Северное. Программа Южного общества, написанная П. И. Пестелем, провозглашала освобождение крестьян с землей, уничтожение сословий и создание республики. Северное общество приняло более умеренную программу: ограничить самодержавие, а крестьян освободить с незначительным земельным наделом. В революционном движении декабристов, «богатырей,кованных из чистой стали» (А. И. Герцен), разбудивших к новой жизни следующее поколение революционеров в России, свою роль сыграли представители передовой части симбирского дворянства — Василий Петрович Ивашев, Николай Иванович Тургенев и Флегонт Миронович Башмаков. Близок к декабристам был и брат Н. И. Тургенева, друг А. С. Пушкина — А. И. Тургенев. С Симбирском были связаны также декабристы А. И. Одоевский, Д. И. Завалишин и другие. Детские, отроческие и зрелые годы большинства из них прошли в Симбирске. Здесь накапливались жизненные впечатления и наблюдения, положившие начало их антикрепостническим взглядам.

И. И. Тургенев родился в 1789 году в родовом имении Тургеневе. Отец его — И. П. Тургенев, как уже отмечалось, был другом и единомышленником Н. И. Новикова. Несомненно, просвещенность и свободомыслие отца являлись примером для мальчика. Он рано обратил внимание на отвратительные явления крепостничества. «Принадлежа по своему рождению к классу крепостников, — писал Н. И. Тургенев впоследствии, — я видел с самого детства тяжелую жизнь миллионов людей, которые стонали в России в цепях рабства; эта вопиющая несправедливость сильно поразила мое молодое воображение и навеки оставила в моей душе неизгладимое впечатление» Образование Тургенев получил в Московском университете. В те же годы в университете учились Грибоедов и многие будущие декабристы. Среди питомцев университета довольно широко распространялась запрещенная литература, в том числе знаменитое сочинение Радищева. После окончания университета Тургенев уезжает для продолжения образования за границу.

В 1816 году, возвращаясь в Россию, он писал брату: «Можно ли будет, без сердечной горести, видеть то, что я всего более люблю и уважаю, русский народ, в рабстве и унижении». Летом 1818 года Тургенев побывал в родном селе — Тургеневе. Он снова увидел знакомую ему с детства неприглядную картину крепостничества. Впоследствии Тургенев писал, что «Симбирская губерния есть одна из замечательнейших по жестокости помещиков» В этом же 1818 году Тургенев вступает в тайную декабристскую организацию «Союз благоденствия». В 1821 году состоялся московский съезд «Союза благоденствия». Съезд принял республиканскую программу. Когда очередь голосовать дошла до Н. И. Тургенева, он заявил: «Президента, без дальних толков!» После роспуска «Союза благоденствия» возникли два новых общества — Северное и Южное. Тургенев стал одним из руководителей Северного общества. Он настойчиво выступал за ликвидацию крепостного права. А. С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина» писал:

Одну Россию в мире видя,
Лаская в ней свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, слово рабство ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

Во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года Тургенев находился за границей. После разгрома восстания он оказался на положении изгнанника. Царский суд признал его одним из особо опасных преступников и заочно приговорил к смертной казни, впоследствии замененной пожизненной каторгой. За границей Н. И. Тургенев жил напряженной творческой жизнью, широкими общественными интересами. Он проявил себя как крупный ученый в области политической экономии, как писатель-публицист. В последнее время выяснено, что он был связан дружественными отношениями с А. И. Герценом и М. А. Бакуниным и другими деятелями второго этапа русского освободительного движения. Хорошо знавший его И. С. Тургенев подчеркивал, что его дальний родственник «жил, можно сказать, только Россией и для России», «…безустанно, со всем жаром юноши, со всем постоянством мужа следил за всем, что совершалось в России хорошего и дурного, радостного и печального и отзывался живым словом и печатной речью на все жизненные вопросы нашего быта…

Всякое известие с родины подхватывалось им на лету: он слушал рассказы о ней с жадностью, со страстным увлечением; он верил в нее, в наш народ, в наши силы, в наше будущее, в наши дарования». Н. И. Тургенев, поднимая свой голос против крепостничества в России, выступал также против всякого рабства, в какой бы стране оно ни существовало. Страстно звучал его голос против рабства в Соединенных Штатах Америки. Н. И. Тургенев смог побывать в России только в 1857 году. В этом же году он снова увидел любимую им Волгу, родное село Тургенево. Скончался Николай Иванович в 1871 году. Его деятельность оставила значительный след в истории общественного движения России. Конечно, высоко оценивая эту деятельность, мы не должны забывать его ограниченность как дворянского революционера, имевшиеся в его мировоззрении либеральные тенденции.

Видным и деятельным членом Южного общества декабристов являлся Василий Петрович Ивашев. Он родился в 1798 году в семье сподвижника Суворова — П. Н. Ивашева Детские годы его прошли в селе Ундоры, в имении отца, вблизи Симбирска. Обстановка, окружавшая Ивашева в детстве, в ряде черт сходна с обстановкой детства Н. И. Тургенева. С одной стороны, картины крепостничества, с другой — светлый образ отца-патриота, образованного и гуманного человека. До 14 лет Ивашев воспитывался дома под наблюдением француза-гувернера. Затем учеба в Петербурге, в Пажеском корпусе, офицерский чин и служба в кавалергардском полку. В разное время в нем служили наиболее образованные, передовые офицеры. Среди них П. И. Пестель, А. С. Грибоедов, А. М. Муравьев. К кавалергардскому полку имели отношение около 25 декабристов. Общение с этими людьми оказало большое влияние на Ивашева, на формирование у него республиканских, антикрепостнических взглядов.

В 1820 году Ивашев вступает в Южное общество декабристов и вскоре становится членом его руководящего органа — совета. Ивашев дружил с Пестелем и разделял его взгляды о необходимости ликвидации крепостного права и уничтожения самодержавия. А. И. Герцен писал, что «Ивашев был одним из энергических заговорщиков». Во время службы Ивашев неоднократно приезжал в Симбирск и Ундоры. Он страстно любил родной край, овеянную историческими легендами Волгу. 14 декабря 1825 года, в день восстания в Петербурге, Ивашев находился в Симбирске, в длительном отпуске. Узнав, о восстании, он бросился в Тульчино, к друзьям. Прибывшие в дом Ивашева жандармы не застали его. В. П. Ивашев был арестован в Москве и отправлен в Петербург, в Петропавловскую крепость.

Показания его были очень скупы. Следственная комиссия вынуждена была неоднократно требовать от него повторных показаний. Генерал-лейтенант Чернышев писал ему в одном из вопросников: «В данных ответах Вы или недостаточно объяснили, или и вовсе умолчали о таких обстоятельствах, до тайного общества касающихся, которые должны быть Вам совершенно известны». Говоря о цели общества, Ивашев указывал: «Цель общества — разрушение настоящего порядка вещей во что бы то ни стало, хотя бы следствием того было упразднение престола». В. П. Ивашев был отнесен ко второму разряду преступников и приговорен к 20 годам каторги. До 1836 года он находился в Петровском остроге, а затем был переведен на поселение в Туринск.

Разносторонне одаренный Ивашев писал стихи, делал литературные переводы, рисовал, создавал архитектурные проекты, играл и сочинял музыку. В показаниях для следственной комиссии он признавался: «Я приготовлял себя к военной службе, но занимался довольно и словесностью». Ивашев пользовался большим уважением среди ссыльных декабристов. Умер он в 1841 году, когда ему было всего 43 года. Он на один год пережил свою жену Камиллу Петровну Ледантю. Ивашев встретил ее в родном доме, в Ундорах. Эта благородная девушка поехала к нему в Сибирь, на каторгу, и стала женой декабриста, разделив героическую судьбу жен декабристов. Это о них писал Достоевский: «…они всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга».

В движении декабристов принимал участие Флегонт Миронович Башмаков. Он родился в 1780 году в обедневшей семье симбирских дворян. Башмаков участвовал в походах Суворова, где отличился в боях, был активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1823 году в чине полковника был разжалован в рядовые. Проходя службу в Черниговском полку, на Украине, жил на квартире у видного декабриста, впоследствии казненного, — Сергея Муравьева-Апостола. Он выполнял многие поручения Муравьева, связанные с подготовкой восстания. После подавления восстания 26 февраля 1826 года Башмаков был арестован и доставлен в Петропавловскую крепость. Решением военного суда он был лишен дворянства и сослан на вечное поселение в Тобольскую губернию. В сентябре 1859 года в Тобольске закончился жизненный путь этого декабриста.

С Симбирском, как уже упоминалось выше, связана деятельность и ряда других декабристов. Идеи борьбы с самодержавием, с крепостничеством были довольно широко распространены в Симбирской губернии. Они сыграли свою роль в подготовке следующего, разночинского, буржуазно-демократического этапа в истории революционного движения России. Декабристское восстание 1825 года было подавлено, но оно нанесло первый ощутимый удар по царизму. Давая оценку движению декабристов, В. И. Ленин писал, что в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма. «Узок круг этих революционеров, — подчеркивал он. — Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».