Крепостная интеллигенция

История 24.10.2010 3099
Крепостная интеллигенция

Здесь уместно сказать и о симбирской крепостной интеллигенции, из среды которой выбились талантливые актеры, музыканты, художники, поэты и публицисты. Симбирские крепостные театры Дурасова, Столыпина, Ермолова, Бестужева и других славились не только в самом Симбирске, но оказали влияние на развитие театральной культуры Поволжья. Симбирские крепостные труппы были известны и в Москве. Они вошли в историю русского театра XVIII — первой половины XIX веков. Крепостная труппа А. Е. Столыпина в 1806 году была продана дирекции императорского театра, а позднее вошла в состав Московского театра. О Столыпине — крепостнике-балетомане и о судьбе его крепостных актеров говорит Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова, характеризуя «отечества отцов»:

Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одиночке!!!

Известны также симбирские крепостные художники, которым удалось вырваться из крепостной неволи: художник-портретист В. Баранов, художник-миниатюрист Л. Д. Крюков, преподаватель в школе живописи, ваяния и зодчества в Москве профессор В. Г. Худяков и другие. Были также и крепостные поэты. Поэт Семен Титыч писал для Алатырского крепостного театра князя Грузинского сочинения и вирши, которые читали со сцены крепостные актеры.

Необычна судьба Дорофея Серебрякова, крепостного богатого симбирского помещика и заводчика Твердышева. Оставаясь крепостным, Дорофей Серебряков обучался в Славяно-греко-латинской академии, после окончания которой он «руководил чтением и выбором русских книг» будущих поэтов Ивана Ивановича и Михаила Ивановича Дмитриевых. Крепостной литератор приобщил будущих поэтов к произведениям русской литературы XVIII века. Он стоял у истоков их поэтического пути. Имя Дорофея Серебрякова вошло в поэтическую биографию поэтов Дмитриевых. В «Провинциальных письмах» П. В. Анненкова, которые печатались в «Современнике» в 1849-1851 годах, рассказывается еще об одном самородке — стихотворце, лукошнике (коробейнике) Семене Ведрове, подражавшем А. Кольцову.

Из симбирских крепостных выдвинулись и вольнодумцы, публицисты. Наиболее известен крестьянин из села Порецкое П. А. Мартьянов. Ограбленный накануне реформы своим помещиком графом Гурьевым, П. Мартьянов в 1861 году в поисках правды пробирается в Лондон, к Герцену и Огареву, и становится сотрудником «Колокола». Герцен так отзывался о «друге-мужике Мартьянове»: «Человек, испытанный всеми горями и бедствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа… Мартьянов ненавидел крепостное право и крепостников, ненавидел, как Михаил Семенович Щепкин, как Шевченко». Два года пробыл Мартьянов в Лондоне, сотрудничая в «Колоколе». В 1863 году при возвращении в Россию был схвачен на границе, отправлен на каторгу и забит там до смерти «при попытке к бегству». А. И. Герцен в «Былом и думах» рассказывал о судьбе своего несчастного друга-крестьянина, которого царь уморил на каторге.

Как видим, симбирская крепостная интеллигенция вошла в историю русской культуры и общественной мысли. Но сколько еще было безвестных крепостных интеллигентов! В Ульяновском областном архиве хранятся дела об архитекторе Яшке, построившем барский дом в селе Лаишевке, о крепостных художниках, украсивших этот дом чудесными копиями с картин прославленных мастеров, об учителе Авдееве, наказанном барином плетьми. Портреты матери И. А. Гончарова, его крестного Трегубова, старшего брата писателя Николая Гончарова, находящиеся в Гончаровской комнате краеведческого музея, также написаны крепостными художниками.

Трагическая судьба крепостной интеллигенции привлекала внимание писателей, связанных с Симбирском и губернией: А. В. Тимофеев пишет «Художника» (1834), Д. В. Григорович — «Капельмейстера Сусликова» (1848), Н. Державин горюет о «Цветах засохших» (1917) . Ю. Д. Беляев пишет пьесу из жизни крепостных актеров «Псиша» (1923). Псиша, талантливая крепостная актриса конца XVIII века, преследуемая тираном-помещиком, пророчески говорит: «Пройдут века — мы не потеряемся. Отыщут нас по этому свету и расскажут, какие мы были. И подивятся нам люди».