Литературно-общественная жизнь Симбирска

За старым Симбирском прочно укрепилось название дворянско-чиновничьего, захолустного города. И в этом направлении сложилась богатая сатирическая традиция. И. А. Гончаров писал о нем как о сонном городе: здесь у писателя зародилось представление об обломовщине («На родине»). Но еще до него Н. М. Языков определил этот город «как болото человеческих глупостей», а М. Ю. Лермонтов в поэме «Сашка» утверждал: «Сон и лень вполне Симбирском овладели». Язвительно писал о «тихом городке», «отчизне вони, грязи, сплетен» поэт-сатирик Д. Д. Минаев в «Губернской фотографии».
Писатель-шестидесятник Г. Н. Потанин называл свой родной город Темногорском, а певец Волги Д. Н. Садовников поведал читателям журнала «Живописное обозрение» (1880) о губернском городе Слопяйске и его дубиноголовых обитателях. Прямо-таки в щедринском стиле. И, наконец, А. М. Горький в 1911 году в одном из писем сообщал, что, создавая образ-городка Окурова, он помнил, в частности, и о Симбирске. Ничего не скажешь, сатирический облик старого Симбирска прочно вошел в литературу. И «обломовщина» и «окуровщина» связаны с ним. Таким и был старый Симбирск — обиталище помещиков-крепостников, чиновников, богатых купцов — представителей господствующих классов.
Но вместе с тем был и другой Симбирск — Симбирск трудового люда, угнетенной, бесправной массы. То глубоко потаенно, то вдруг прорываясь на поверхность общественной жизни, здесь билась демократическая, прогрессивная свободолюбивая мысль. Подобное представление о дореволюционном Симбирске вполне соответствует ленинскому положению о двух культурах -культуре господствующих классов и культуре угнетенных, эксплуатируемых низов. Официальный дворянско-чиновничий Симбирск мял и душил эту прогрессивную, народную культуру, травил и губил ее представителей.