Сокровища народной поэзии

История 24.10.2010 3129
Сокровища народной поэзии

Важной частью демократической культуры края, а следовательно, и старого Симбирска было народное творчество. А. М. Горький утверждал: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории». Исторический эпос — это история народа, рассказываемая самим народом. Поэтому-то в центре эпоса Симбирского Поволжья — песни и предания о крестьянских войнах под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева («Подплыл Стенька Разин под Синбирский город», «Как над городом Синбирском думу думает Степан», «Средь полюшка, поля чистова», «Панин и Пугачев» (допрос в Симбирске), «Пугачев и симбирский помещик», «Песня пугачевцев» и многие другие).

Значительное распространение имели сатирические сказки, проникнутые антикрепостническим настроением («Барин и мужик», «Про нужду» и другие). В лирических песнях — семейных, бурлацких, рекрутских, разбойничьих — воспевались удалые добрые молодцы, которые не смирялись с крепостническим гнетом и уходили на вольную Волгу-матушку. Вольный сокол — излюбленный образ в этих песнях. Народная поэзия — один из важных элементов демократической культуры старого Симбирска. Освоение этой культуры, приобщение к ней, собирание народного творчества стало делом многих видных писателей, поэтов, связанных с Симбирском. Собирательской деятельностью занимались братья Языковы, П. В. Шейн, Д. Н. Садовников, Д. П. Ознобишин и другие.

Устное народное творчество оказывало живительное действие на передовую литературу. А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева» широко использовал симбирские предания и рассказы о Пугачеве. Благоухающий «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова — это сказка ключницы Пелагеи. В «Обломове» проявилось широкое знакомство И. А. Гончарова с народной поэзией родного края. Эта поэзия пронизывала также все творчество Д. Н. Садовникова. Яркое тому подтверждение- его книга песен и легенд «На старой Волге», вышедшей в Симбирске в 1906 году, спустя 20 с лишним лет после смерти поэта. К волжскому фольклору обращался писатель-шестидесятник Г. Н. Потанин, автор романа «Крепостное право», поэт некрасовской школы Н. В. Симборский.